Классификация подшипников
Классификация подшипников производится по целому ряду признаков и вкратце раскрыта на странице «Подшипники», здесь же продолжим более подробное изучение этого вопроса.В первую очередь, различают подшипники скольжения и подшипники качения: в первых – шейка вала скользит по поверхности вкладыша подшипника, отделенная от нее слоем масла определенной толщины; во вторых – передача движения осуществляется с помощью тел качения определенной формы.
Классификация подшипников качения производится по форме тел качения и различают:
- шариковые подшипники с телами качения шаровой формы;
- роликовые подшипники с телами качения (роликами) цилиндрической, бочкообразной, игольчатой, конической, витой формы.
Классификация подшипников скольжения производится по режиму смазки и различают:
- гидродинамические и гидростатические подшипники, работающие на жидкой смазке (масле);
- газодинамические и газостатические подшипники, в которых роль смазки выполняют воздух или нейтральные газы;
- подшипники на твердой смазке.
Все подшипники качения испытывают в той или иной мере радиальные и/или осевые нагрузки. Следующее деление подшипников производится именно по этому признаку и различают:
- радиальные подшипники, воспринимающие радиальную нагрузку (Fr);
- упорные подшипники, воспринимающие осевую нагрузку (Fa);
- радиально-упорные и упорно-радиальные, воспринимающие радиальную и осевую нагрузки.
Согласно ГОСТ 3189-89 все подшипники качения классифицируются по типам, учитывающим форму тел качения и направлению воспринимаемой нагрузки. ГОСТ 3189-89 предусматривает следующие типы подшипников (в скобках – цифры условного обозначения):
- шариковый радиальный (0);
- шариковый радиальный сферический (1);
- роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами (2);
- роликовый радиальный сферический двухрядный (3);
- роликовый игольчатый или с длинными цилиндрическими роликами (4);
- радиальный роликовый с витыми роликами (5);
- радиально-упорный шариковый (6);
- роликовый конический (7);
- упорный или упорно-радиальный шариковый (8);
- упорный или упорно-радиальный роликовый (9).
Когда вы определились с типом, серией и типоразмерами нужного вам подшипника, казалось бы, не составляет особой проблемы приобрести подшипник требуемого качества выбранного производителя. Но сложность вопроса заключается в том, что нынешний рынок подшипников наводнен продукцией самого сомнительного качества, скрываемой под маркировкой авторитетных брендов – иными словами, реальное качество подшипников не всегда соответствует заявленному.
Чтобы оградить себя от приобретения некачественных подшипников, и обеспечить безаварийную работу вашего оборудования, вам необходимо реализовать на своем производстве входной контроль подшипников с помощью стенда проверки «ПРОТОН-СПП-II-УВХ».
Для того, чтобы научиться профессиональной работе на стенде «ПРОТОН-СПП-II-УВХ», повысить свои знания по методике проведения измерений и требованиям ГОСТ, рекомендуем техническим специалистам вашей компании пройти курс ПУ-201 «Надежность подшипниковых узлов», который ежемесячно проводится в Учебном центре компании BALTECH.