Сепаратор подшипника
Cепаратор подшипника - элемент конструкции подшипника, удерживающий тела качения на равном расстоянии друг от друга, направляющий их движение по дорожкам качения и переводящий тела качения в ненагруженную зону. Также сепаратор подшипника удерживает тела качения от выпадения в разборных подшипниках.

Сепараторы подшипников, в зависимости от условий работы подшипников, изготавливают из самых разнообразных материалов: мягких углеродистых сталей, антифрикционных бронз, металлокерамики, пластмасс, текстолита и др.
Согласно ГОСТ, принято следующее условное обозначение материала сепаратора:
- Б – безоловянистая бронза;
- Д – алюминиевый сплав;
- Е – текстолит или полиамид;
- Л – латунь;
- Г – черные металлы.
Рассмотрим все «плюсы» и «минусы» сепараторов в зависимости от материала изготовления:
- Штампованные стальные сепараторы
- устанавливаются во многих радиальных шариковых подшипниках, сферических двухрядных шариковых подшипниках, сферических и конических роликовых подшипниках;
- отличаются относительно высокой прочностью и небольшой массой, не влияют на скорость вращения подшипников, работают в широком диапазоне температур и требуют адекватной смазки;
- обладают ограниченной вибростойкостью, чувствительны к мгновенным ускорениям и торможениям и несоосости вала и корпуса.
- Кованые латунные сепараторы
- устанавливаются в подшипниках разных типов малых и средних размеров;
- позволяют увеличить предельную скорость вращения подшипника, работают в широком диапазоне температур, обладают хорошей вибростойкостью, механической сопротивляемостью и малым коэффициентом трения;
- не рекомендованы к применению в случае несоосности вала и корпуса;
- имеют высокую цену.
- Литые полимерные сепараторы
- устанавливаются в качестве замены стальным сепараторам для многих типов подшипников, работающих в нормальных условиях;
- не влияют на скорость вращения подшипников, обладают малым коэффициентом трения и не чувствительны к недостатку смазки;
- обладают хорошей вибростойкостью, не чувствительны к мгновенным ускорениям и торможениям и несоосости вала и корпуса;
- ограничены к применению по температуре: постоянная температура – не более 120°С, мгновенная – не более 150°С.
- Сепараторы из текстолита
- устанавливаются в прецизионные и высокоскоростные подшипники;
- позволяют увеличить предельную скорость вращения подшипника, обладают хорошей вибростойкостью, механической сопротивляемостью и малым коэффициентом трения;
- не чувствительны к мгновенным ускорениям и торможениям;
- не рекомендованы к применению в случае несоосности вала и корпуса;
- ограничены к применению по температуре: постоянная температура – не более 110°С;
- имеют высокую цену.
Компания «БАЛТЕХ» имеет 15-ти летний опыт диагностики подшипников качения и их сепараторов. Для грамотного проведения монтажных и демонтажных работ наша компания рекомендует использовать профессиональный инструмент для подшипников BALTECH Tools и индукционные нагреватели BALTECH HI-1610. Также, для устранения условий повреждения сепаратора во время эксплуатации и поддержания работоспособности подшипникового узла в целом, рекомендуем проведение следующих работ с помощью приборов компании «БАЛТЕХ»:
- Балансировку роторов – прибором «ПРОТОН-Баланс-II»;
- Центровку соосности валов – прибором «КВАНТ-ЛМ»;
- Контроль качества смазки – тестером масел BALTECH OA-5000;
- Диагностика сепаратора подшипника, тел качения и колец – CSI 2140.
Для повышения теоретических знаний и получения профессиональных навыков работы на оборудовании BALTECH, предлагаем техническим специалистам вашей компании пройти курсы в учебном центре компании «БАЛТЕХ»:
- ПУ-201 «Надежность подшипниковых узлов»
- ТОР-101 «Основы центровки и выверки геометрии роторных машин»
- ТОР-103 «Основы вибродиагностики»
- ТОР-105 «Анализ масел и смазок. Основы смазывания машин и оборудования».
Узнать о дате проведения наших курсов в этом году и подать заявку на участие вы можете здесь.